Статья «Молодость вопреки цифрам
Статистика говорит, что сейчас 50 процентов вышедших на пенсию россиян продолжает работать. Что делает остальная половина представителей «золотого возраста»? Внуки и огород – вот что первое приходит на ум. Может, так и было раньше, но не сейчас.
Мир меняется, и сегодня для людей в любом возрасте открыты самые разные двери: работают школы компьютерной грамотности, студии изобразительного искусства, рукоделия, йоги, пилатеса и танцев, которые организуют отдельные направления специально для категории «кому за». Туроператоры, понимая финансовые возможности среднестатистического пенсионера, разрабатывают недорогие туры. Отдельная история – общественная работа. Председатели органов территориального самоуправления, старшие по домам, с недавних пор и сельские старосты – и мужчины, и женщины, вышедшие на пенсию, вполне могут найти себя в новом качестве, не снижая при этом социальной активности, получая возможность самореализации и профессионального развития.
От йоги до криптовалюты
Людмиле Николаевне Илюнькиной – 80 лет, 30 из которых она работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья – возглавляет местную организацию Тульского регионального отделения Всероссийского общества инвалидов. Бодрости, жизнерадостности и задорному огоньку в глазах женщины позавидует любая молодая девушка. А секрет прост и давно известен: «В движении – жизнь». Сидеть без дела дома означает очень быстро впасть в тоску, а потому, помимо общественной нагрузки, Людмила Николаевна нашла для себя интересный вариант досуга.
– Я сюда с работы прибежала. Переживала, что дождик пошел, не отменят ли занятие, – признается пенсионерка.
Сюда – значит в «Школу золотого возраста». Это социально-образовательный проект Тульской городской организации женщин. Предназначен он для людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья, поддержан Фондом президентских грантов. Обучение тут ведут по нескольким направлениям: экономические, физиологические и психологические аспекты, а также правовые нормы и положения, связанные с уходом и жизнью на пенсии; активный досуг и самозанятость; возможности самореализации в общественной жизни, НКО и добровольчестве.
– Цель проекта «Школа золотого возраста» – дать людям информацию о социальных услугах, которые предоставляются в Туле, о центрах, которые занимаются с пожилыми людьми. А таких в нашем городе немало. Их руководители – как правило, социальные предприниматели – проводят занятия для наших обучающихся. Была йога, здоровый образ жизни, все о правильном питании, было занятие с экспертом по криптовалюте, мозговой штурм по альтернативным источникам заработка, психологические тренинги, – рассказывает руководитель Тульской городской организации женщин Тамара Стегний.
Время творить
Еще одно направление – творческое, в перспективе для кого-то может перерасти в источник дополнительного дохода.
– В свете планируемого повышения пенсионного возраста актуальным становятся вопросы самозанятости. И одно из направлений «Школы золотого возраста» – это организация обучения искусству дизайна – от изделий рукоделия до дизайна интерьера. В дальнейшем ученицы «Школы» могли бы реализовать себя в сфере надомного труда, открыть ИП. Мы готовы в этом помогать, организовывать выставки работ, например, – поясняет Тамара Александровна.
– Для женщин творчество полезно в любом возрасте, не только в пенсионном. А для пожилых людей это еще и тренировка мелкой моторики, что, в свою очередь, позитивно отражается на мозговой деятельности, улучшает память.
В «Школе» ищем наиболее интересные направления для каждого: занимались акварелью, теперь витраж. Кто-то хочет потом с внуками заниматься, учить их новым техникам декоративного искусства. Кто-то мечтает делать близким подарки своими руками. Другие намерены монетизировать свое увлечение. Сейчас самое время для самовыражения, – отмечает преподаватель «Школы золотого возраста» Елена Грачева.
– Мне творческие занятия очень нравятся. Мы к 30-летию общества инвалидов готовим стенгазету, для ее оформления обязательно использую знания, полученные здесь. А еще мне понравился фитнес, гимнастика, современные танцы. Я очень довольна, здесь только плюсы: и общение, и развитие. А этого мне очень хочется, я на 80 лет себя не ощущаю, хочу все время узнавать что-то новое. Если бы сидела дома, было бы все по-другому, – подчеркивает Людмила Илюнькина.
Научился сам – научи другого
А главная изюминка проекта – даже не в разностороннем досуге. Она в том, что готовят здесь социальных инструкторов: большинство из двух десятков учениц – это активистки общественных некоммерческих организаций, ТОСов, перспективные руководители кружков и клубов «Золотого возраста» по месту жительства. Получив статус социального инструктора, они передадут целевой аудитории свои знания и навыки, полученные в «Школе».
– Мы нацеливаем людей на то, чтобы они могли бы что-то сделать не только для себя, но и поделиться увиденным и услышанным со своими коллективами: подопечными НКО, соседями по дому, по своему району, с друзьями и трудовыми коллективами, – пояснила Тамара Стегний.
И это очень правильно. Не замыкаться в себе, не создавать для себя социальный вакуум, а общаться, развиваться, «вылезать из халата», наконец, заставлять работать мозг и тело. Понять и принять свой «золотой возраст» и суметь увидеть и воспользоваться всеми его преимуществами и прелестями. И оглянуться вокруг – есть много людей, готовых помочь и направить.
Светлана КУЗНЕЦОВА
Сергей КИРЕЕВ
по материалам сайта ti71.ru